Нынче пошли такие школьники, что с малых лет свободное время поровну посвящают играм, песням на стенках
ВКонтакте
и обсуждениям - порой невероятной глубины - на различных форумах; у них
слишком мало времени и слишком широкий канал, чтобы размениваться на
такие мелочи, как, например, получение удовольствия от игры. Здесь
каждый первый - рецензент, здесь нет места сентиментальностям. То, что
когда-то было «пошли-ко-мне-поиграем», сменилось на
«я-на-своей-страничке-высказался-ты-отпишись».
Многим, возможно, это по душе. Но порой скучаешь по тем временам, когда с
утра до вечера ожесточенно молотил по кнопкам и/или клавишам (иногда
геймпад был один, что поделаешь), а потом бежал на стадион, потому что
нужно было закрепить превосходство или взять реванш. Временам, когда
«еще один, решающий» - и не сумел настроиться. Когда «слабоват ты
сегодня» - а вдруг забил и дальше на нервах: пот на лице, непечатные
выражения в ушах... пенальти в твои ворота на последней минуте,
радостный вопль товарища... жмуришься и слепо прыгаешь в левый от
себя... сэйв, свисток, 1-0. Твой друг не будет с тобой говорить до
вечера - не беда, ведь день удался. И пусть трава сейчас зеленее, мы-то
знаем, каково это - по-настоящему переживать.
Survival Sunday
С тех пор немало воды утекло, выросли действующие лица, изменились сами
симуляторы. Кого тогда волновали прорисовка трибун и песни болельщиков?
Даже неуклюжие столкновения виртуальных человечков вызывали лишь хохот.
Теперь все иначе. И, что важно, дабы поиграть с товарищем или даже
совершенно незнакомым человеком, больше не нужно идти в подвал и платить
усатому дяде за полчаса игры, достаточно лишь купить лицензию и ночи
напролет рубиться во всевозможных режимах.
Появилось и еще кое-что новое - здоровая конкуренция.
Pro Evolution Soccer
понадобилось немало времени, чтобы завоевать свой кусок аудитории, но,
единожды заманив игрока в свои сети, игра родом из Японии напрочь
отказывалась его отпускать.
EA в какой-то момент сделала ставку на консоли и
KONAMI ворвалась в нишу футсимов для персональных компьютеров. Вердикт нескольких лет беспощадных обсуждений на различных форумах:
FIFA - для владельцев консолей,
PES - для «староверов». Но футбол - к сожалению - отличная дойная корова, и глупо было предполагать, что
EA
больше никогда не позарится на кошельки игроков. Только теперь, по
иронии судьбы, уже «Электроникам» необходимо было переубеждать игроков, а
это процесс относительно медленный, в чем убедились в свое время в
KONAMI.
Все эти годы соперничество, виток за витком, было вполне предсказуемым.
Добавим немножко сего да того, улучшим графику, подправим физику,
подсмотрим лучшее у конкурента и прикрутим в свой продукт. Как любит
говорить
Барни Стинсон: «Ведь "новее всегда лучше” - это самое
старое мое правило, и поэтому самое лучшее». Рецензия за рецензией
сводились к описанию нескольких нововведений и попыток оценить две вещи:
необходимость в них и хромоту реализации.
К чести
EA,
FIFA 12 - самый большой шаг вперед so far. И
причина тому - не только новые режимы или финты. Теперь нам позволено
изменять практически все - от максимальной скорости, с которой будет
бежать контролируемый CPU футболист, до того, насколько компьютер будет
помогать нам с передачами и ударами.
FIFA 12 - это кусок
пластилина, из которого вы, исходя из собственных предпочтений, лепите
свою, в чем-то уникальную игру. Добро пожаловать в мастерскую.
Если ты первый - ты первый
Куча работающих (то есть от них действительно есть разной степени толк)
ползунков - это, безусловно, большой, но далеко не единственный плюс
игры.
Итак, чем могут гордиться разработчики
FIFA 12? Безусловно,
улучшенной физикой, сердцем которой является движок с гордым названием
Impact Engine. Многие из вас наверняка видели видео с багами из демки -
веселое, но настораживающее. Спешу заверить, что в финальной версии все,
к счастью, работает куда лучше. Не идеально - об этом чуть дальше - но
очень достойно (и уж точно без пресловутых анатомических аномалий).
Общее впечатление от физики позитивное. Игроки теперь лучше двигаются,
лучше играют корпусом, реалистичнее сталкиваются и реагируют на разного
рода раздражители. Игра даже имеет некое представление о балансе тела:
несвоевременная попытка отбора - и вы уже на пятой точке, а нападающий
выходит один на один. Даже с учетом имеющихся проблем, Impact Engine
заслуживает лестных слов.
Впрочем, первое нововведение, с которым вам предстоит столкнуться - отнюдь не физика. В
FIFA 12
огромную роль играют оборонительные действия - и как только возникнет
необходимость отобрать мяч, придется знакомиться с включенной по
умолчанию системой тактической обороны. «Включенной по умолчанию» -
значит, что в настройках можно вернуть привычное по прошлым играм серии
управление (когда в зависимости от количества зажатых кнопок один или
два ваших футболиста самостоятельно преследуют и прессингуют
противника), но не стоит с этим спешить. Со временем вы, скорее всего,
все равно перейдете на тактическую оборону. В этом режиме привычная
комбинация A/X имеет совсем другое предназначение: при зажатой А
защитники не бегут сломя голову прессинговать нападающего, а пытаются
держать его в шаге-двух от себя, сближаясь только если вручную указать,
куда им двигаться. В свою очередь Х отвечает за отбор и попытку
блокирования удара. Теперь нужно совершенно по-другому строить игру в
обороне - приходится активно пользоваться подкатами (а это не так
просто), читать ситуацию, выжидая или играя на опережение, часто
переключаться между футболистами, рисковать, но реже бросаться на мяч.
Говорить много неприличных выражений вслух, опять же.
Учтите, что
EA удалось ощутимо улучшить искусственный интеллект -
это особенно остро ощущается, если вы по привычке выставите
максимальный уровень сложности. Тогда каждый соперник будет вызовом -
все они неплохо защищаются и еще лучше атакуют. Поначалу без нервов
никак - пока пытаешься освоить азы тактической обороны, компьютерный
соперник в мелкий пас оставляет твоих защитников в дураках, а неуклюжие
попытки атаковать зачастую быстро заканчиваются неудачей. Приходится
уповать на удачу и учиться не прощать ошибки - как их не прощает
виртуальный оппонент. Но если и этого мало, всегда можно отключить
помощников (разного вида пасов, ударов, навесов и т.д.) и дать
компьютеру немного форы.
Отключение помощников - полное или частичное - необходимая мера, если вы
не против добавить разнообразия в игру, но будьте готовы к тому, что
придется попотеть. ИИ, опять же, не дремлет - расслабляться тут смерти
подобно. На первых порах нередки случаи, когда вы после второго забитого
мяча просто пытаетесь дотянуть до свистка - и вот вам первый
пропущенный, вот вам второй - а там и ничьей радуетесь, ведь если бы не
штанга... Раненый зверь опасен вдвойне, потому лучше добить соперника
при первой возможности - а это далеко не всегда так легко, как кажется.
Атаки в лоб проходят очень редко, как и упование на бездумный спринт по
флангу; дриблинг, конечно, помогает, но в основном придется пользоваться
коротким пасом, стеночками, постоянным перемещением по полю, забросами,
прострелами – то есть всем доступным арсеналом, в зависимости от
ситуации.
Когда вы наконец прочувствуете игру, самое время запустить один из
многочисленных режимов. Например, карьеру - в роли тренера, футболиста
или играющего тренера. Играть теперь можно и за вратаря - причем даже в
обычных матчах есть возможность мгновенно переключиться на стража ворот.
Кое-кто активно этим пользуется - ведь так можно схитрить, в
ответственный момент отдав компьютеру управление защитой. Карьеру
немного изменили, сделав ее более зрелищной. Новости, общение с прессой и
игроками, Transfer Deadline Day - все это небольшие, но приятные
изменения. Поклонники
Football Manager, понятно, лишь
саркастически хмыкнут, но всем остальным понравится. То же можно сказать
и о присутствии игроков из юношеских академий в составах многих клубов.
Любителям славы и публичных унижений после этого пора уходить в онлайн.
Там есть возможность помочь любимой команде в еженедельных рейтингах,
создать собственный суперклуб, пройти серию испытаний, основанных на
реальных результатах, даже торговаться с другими игроками за суперзвезд.
Онлайн-составляющая
FIFA 12 огромна, но, как и в одиночном режиме, главный интерес представляет, собственно, сама игра.
Визуально новая
FIFA хороша - и, что важно, куда лучше
оптимизирована, чем предыдущая итерация. С лицами игроков не все так
гладко, но если уж художники
ЕА потрудились над чьей-то
физиономией, то будьте уверены, что после пропущенного гола ненависть к
забившему будет практически настоящей. Картонным фанам на трибунах
добавили песен, а у микрофона по-прежнему
Мартин Тайлер (а вот
Энди Грея заменил
Алан Смит).
Интерфейс привычный - то есть он привычно перегружен, но не настолько,
чтобы это создавало сколько-нибудь серьезные неудобства.
Желтая карточка
Пора переходить к недостаткам. Как и в списке достоинств, первой идет
физика. Движок, конечно, очень неплох, но от всех проблем избавиться
разработчикам не удалось. Порой происходят нелепые столкновения
(почему-то почти всегда с участием пары ваших защитников) с печальными
последствиями - но это еще полбеды. А вот то, что некоторые весьма
очевидные и даже грубые нарушения проходят мимо арбитра - очень
нехорошо. Учитывая, что получить травму теперь можно в казалось бы
вполне игровом эпизоде на первых минутах. Непорядок.
Претензии есть и к помощникам. В
FIFA 11 пас на ход был порой
настолько элегантным, что почти «читерским». Возможно, именно это
вынудило разработчиков немного усложнить жизнь игрокам - теперь лучше
вовсе отключить конкретно этого помощника, потому что он с завидным
постоянством отдает мяч прямо в ноги сопернику. По-прежнему не до конца
решена проблема с коротким пасом. При полном отключении помощника с
клавиатуры играть не получится, если не отключать - вы почти всегда
будете отдавать мяч игроку, который ближе всего к вам по направлению
передачи. Та самая старая проблема, которая уже почти стала
отличительной чертой. Одним словом, с помощниками пока не все гладко.
При желании можно найти и другие проблемы, калибром помельче. К примеру,
если у вас удалят ЦЗ, перемещение второго ближе к центру отнимет
три-пять минут - настолько все там криво. С другой стороны, явно
прислушавшись к замечаниям игроков,
EA позволила перед матчем из
любого меню вернуться к настройкам команды - хорошая иллюстрация того,
что на любой мелкий недостаток
FIFA 12 найдется свой плюс. Что
касается упомянутых недостатков побольше - это вещи, требующие доработки
и полировки. Они неприятны, но простительны.
FIFA 12 - Connecting People
Огромное преимущество
FIFA 12 в том, что при довольно масштабных
нововведениях, лишь от вас зависит, какой она предстанет перед вами. Все
эти ползунки позволяют добиться как воздушной легкости и фана
FIFA 11, так и хардкорности и (почти) нешаблонности
PES 2011. И не ст
оит - даже так: нельзя! - забывать, что игра обладает своим собственным шармом. Некоторые фанаты
Pro Evolution Soccer слишком упрямы, чтобы попробовать
FIFA 12, хотя в свое время с такой же ухмылкой смотрели на своего сегодняшнего любимца. Будет глупо повторить их ошибку.
Ну и, наконец, знаете, что самое замечательное? Вскоре после выхода
FIFA 12
без лишних споров и практически одновременно друзья предложили впервые
за долгое время устроить футбольный марафон. Чудесная компания, вкусное
пиво, мониторы, геймпады и большая доска с результатами? Good times.
P.S. Прежде чем упрекать автора в излишне теплых чувствах к
EA и их труду, вам стоит прочесть его же рецензию на
FIFA 10,
которая начинается словами «Сегодня мы поговорим об инопланетянах». К
слову, автор до сих пор испытывает чувство стыда за целых восемь баллов
за графику. Приятной игры.
Плюсы: Impact Engine; тактическая защита; улучшенный ИИ;
множество игровых режимов; улучшенная оптимизация; возможность настроить
игру под себя.
Минусы: Impact Engine все еще требует тщательной шлифовки; проблемы с ассистентами; мелкие недочеты.
Вердикт: EA пока еще только на пути к совершенству, но FIFA 12 -
не только лучшая игра серии, но и лучший футбольный симулятор на данный
момент.