В Rockstar с самого начала пошли неправильным путем. На первом
обнародованном арте Макс предстал лысым и бородатым, больше напоминавшим
одновременно Зака Галификианакиса, Джеффа Бриджеса и Брюса Уиллиса, а
не персонажа Remedy. Тот факт, что это опять Тимоти Гиббс,
был осознан не сразу и уже не играл роли. Новый имидж моментально
всполошил большинство, вызвал непонимание, отторжение, неприязнь... в
общем, прочно и надолго заболело у всех. Да, то было лишь первое
впечатление, но оно определило все. Болит до сих пор у многих. К
жестокому полицейскому новые времена оказались слишком жестоки.
Ведь первое впечатление очень важно. Особенно тогда, когда дело касается возвращения классики. Отличный пример – Deus Ex: Human Revolution.
Прекраснейший CGI-трейлер сразу настроил абсолютно всех, что «это будет
бомба», «новая веха в жанре», «лучшая игра во всей вселенной до
скончания веков». По итогам вышло не так эпично, но многие оказались
довольны, даже оставшись со смешанными чувствами.
С Max Payne 3 сложнее.
Попаболь
Сначала следует разобраться, чем был первый Max Payne, в каком месте он был нуаром и за какое место ему симпатизировали.
А он, как и тот же недавний Alan Wake, как все (ну, почти все) игры Remedy,
был толстым сборником штампов, канонов, цитат и отсылок. В данном
случае относящихся исключительно к кино. В одном месте – подлинный Джон
Ву, в другом – кивок на «Матрицу», в третьем – на «Крестного отца», в
четвертом – к фильмам с Хэмфри Богартом. В том вечно ночном Нью-Йорке
стояла максимально дрянная погода. Против Макса был каждый, вся
вселенная - мафиози, копы, бандиты, заговорщики, снег и холод. У него
ничего и никого не было. Вообще. Если кто-то помогал, то затем погибал.
Макс за одну игру убил в разы больше «плохих парней», чем в любом
тогдашнем кинобоевике. В общем, намеренное максимальное нагромождение
грусти, отчаяния и насилия.
Столь отъявленный постмодернизм, конечно, не мог не трогать за душу, но
без иронии к нему относиться тоже было нельзя. Ведь лишь во второй части
Пэйн превратился в брутального копа, а в первой он бегал в дурацкой
яркой гавайке и с издевательской гримасой Сэма Лэйка. Он
вопрошал, чье кунг-фу круче, и обреченно заявлял, что чувствует себя
героем комиксов. Пафосно процитировав половину кинематографа, Макс убил
сотни негодяев, выдержал Разборку На Крыше (которой должен заканчиваться
любой достойный боевик) и так и не увидел рассвет. Таким его полюбили.
Таким он вошел в историю.
Поэтому логично, что первой информацией о третьей части не должны были стать слова «лысина» и «пальмы».
Однако ж ввернули. Новый Макс – стар, весь в морщинах, с мешками под
глазами. В некоторых эпизодах бритый и с брутальной бородой, но не во
всех. В отдельных кадрах на его лице – сто лет похмелья. Бомж. Он сбежал
от бесконечного дерьма Noir York City в теплые солнечные курорты
Сан-Пауло, город такой в Бразилии. Ему лень было покидать злосчастный
неоновый город и ненавистную комнату, набитую хламом и пустыми
бутылками, но выхода не было – его снова прижимали к стене. А на новом
месте Максу предложили работу – быть телохранителем для одной богатой
(конечно) и влиятельной (конечно) семьи. Он согласился – делать все
равно было нечего. Но дерьмо последовало за ним. Видимо, карма. Из-за
очередной роковой женщины все полетело к чертям, и Макс снова оказался
один, а теперь еще на чужбине и против целого Города Бога.
Болеутоляющие
И вновь зрелище, полное искр да боли, и вновь все падают в рапиде. Ключевые фишки самой игры Rockstar
оставила прежними, а новые технологии должны сделать их столь же
впечатляющими, как и 11 лет назад. Пиджак развевается, плащ порхает,
столы и дощатые укрытия разлетаются, пули оставляют красивые трассеры ну
совсем как в «Матрице», а люди неожиданно правдоподобно падают,
спотыкаются, останавливаются, разворачиваются, машут руками. Такой
плавной, реалистичной, убедительной анимации в целом в играх попробуй
найди. Разработчики явно желают сорвать какую-то олимпийскую награду в
этой категории.
Макс порхает, как балерина. Буллет-тайм обещает стать точно таким же
баловством, каким был раньше, когда он включался не потому, что в нем
жизненно нуждались, а потому что круто. То есть исключительно из
эстетических соображений – из-за разрушаемости, из-за камеры, из-за
упомянутых изящных движений, из-за красиво падающего снежка. Он
по-прежнему включается в любой момент. Кроме того, Макс сможет
пользоваться укрытиями (куда ж без них?), разбивать стекла, использовать
элементы окружения в перестрелках, сможет обрушивать их. Сможет
перепрыгивать через ограждения, хотя даже в первой части он при желании
перекатывался через стол. Теперь, грохнувшись животом на землю, можно
продолжать стрельбу, крутясь по полу - примерно так, как это было в Kane & Lynch 2.
Впрочем, желая сделать «реалистично», разработчики сократили количество
оружия в кармане, хотя выбор стволов обещают огромный. Оставили
болеутоляющие. Также убрали графические новеллы и заменили их
полноценными роликами, разделенными в стиле сериала «24 часа». Спорное
изменение, но нельзя не отметить, что Rockstar действительно знает толк в роликах.
Появится и соревновательный мультиплеер с целым набором режимов,
повсеместным буллет-таймом, который будет замедлять всех игроков, и
знакомыми персонажами из прошлых частей вроде Моны Сакс. Каким-то
косвенным образом он также будет дополнять историю сингла. Режимы
планируются как относительно знакомые, так и чуть более оригинальные.
Например, в одном сражаются две группировки, которым параллельно
задаются некие цели, меняющиеся в каждом новом раунде. В другом режиме
вы играете за Макса, которого хотят убить, или за кого-то из бандитов,
желающих его убить. Для соблюдения баланса того же Макса снабдят более
продвинутыми способностями.
Вспомнить боль
Слепо ругать и проклинать Max Payne 3 все-таки не стоит. Хотя бы
потому, что игра еще не вышла. Но ждать ее без серьезной доли скепсиса
тоже опрометчиво. Внезапно посыпавшиеся положительные отклики, ворохи
«нуарных» скриншотов, демонстрации журналистам именно нью-йоркского
эпизода и громогласное заявление о «самом большом рекламном бюджете в
истории компании» наталкивают на мысль, что в Rockstar оказались не готовы к такому общественному резонансу и уже не так уверены в успехе.
Они выпустят, несомненно, хороший шутер. Возможно, самый красочный в
этом году. Вопрос лишь в том, сколько в нем останется от того самого Max Payne? Не окажется ли он своеобразным продолжением даже не Kane & Lynch, а El Matador?
Плацебо или анестетик? Что-то мне подсказывает, что бывший коп больше
не скажет: «I had taken on the role of the mythic detective: Bogart as
Marlowe, or as Sam Spade going after the Maltese Falcon».