MMORPG – вещь донельзя стабильная. Прямо как времена года. В этом жанре
господствует бесчисленная орда клонов, мусолящих одну и ту же игровую
механику из года в год. Выбирай любую вселенную себе по душе – и вперед,
на мины. Даже переучиваться в большинстве случаев не придется.
Попадаются, конечно, и некоторые уникальные проекты: возьмите, к
примеру, ту же самую EVE Online, которая вполне себе успешно поживает аж с 2003-го года. Но таких игр – единицы.
Скажете, плохо? Мы же скажем, что это в порядке вещей. Издержки жанра,
призванного, в первую очередь, приносить доход. Однако знаковые события
случаются и здесь, хотя довольно редко. Хитов, которые аудитория ожидала
или ожидает действительно с нетерпением – всего ничего: с ходу,
пожалуй, можно назвать лишь «вархаммеровскую» Dark Millenium и, само собой, Star Wars: The Old Republic,
являющуюся предметом данной статьи. Мы уже рассказывали наши
впечатления от игры по результатам бета-тестирования, а сейчас смогли
оценить конечную ее версию. Забегая вперед, можем сказать: BioWare молодцы, удальцы и все такое. Почему – читайте ниже.
Готовьтесь слушать
Star Wars: The Old Republic в первую очередь выделяется, конечно
же, сеттингом. Именно он привлек к игре львиную долю аудитории, изрядная
часть которой, стоит заметить, до этого вообще не увлекалась какими-то
либо онлайновыми побегушками. Таких людей здесь немало: пришедших не из
других MMORPG, а простых фанатов Star Wars, купивших игру сами понимаете почему. Тут стоит вспомнить, что у BioWare уже есть опыт в этой вселенной: относительно старенькая на сегодняшний день Knight of the Old Republic и поныне жива в сердцах многих и многих своих фанатов. Жива не зря: BioWare прекрасно продемонстрировали свое глубокое понимание вселенной Star Wars,
неслабо так порадовав игроков. Ну и чего греха таить: когда речь
заходит об RPG, имя этой канадской студии будет звучать в числе первых.
Однако в онлайне у BioWare опыт отсутствовал. Потянут ли – вот что было главным вопросом.
Да, потянули. Но революции, на которую кто-то надеялся, не произвели. Star Wars: The Old Republic
– это самая что ни на есть классическая MMORPG, от своего самого
первого и до последнего байта. Это игра с некоторыми весьма приятными
особенностями, которые, однако, уже были реализованы в других проектах
до нее в том или ином виде. Тем не менее, разработчикам удалось очень
удачно собрать классику всего жанра, добавив в итоговый результат и свои
фирменные фишки.
На переднем плане здесь стоит сюжет. The Old Republic – это сюжетная MMORPG. Как это выглядит? Вспомните любую одиночную ролевую игру от BioWare, к примеру, KOTOR.
Уберите из нее активную паузу, а также изрядную долю сюжета,
припадающего на компьютерных напарников и сбор команды корабля.
Увеличьте продолжительность основной сюжетной линии, а затем добавьте в
игру кучу элементов, к примеру, от World of Waracraft. Если говорить упрощенно, то в итоге вы как раз получите TOR.
Сюжета здесь очень много. Пересказывать его нет смысла, особенно если
учесть, что каждый из игровых классов имеет свой собственный сценарий
длиной в три сотни часов. Всех классов восемь – объем, согласитесь,
немаленький. Казалось, что от такого количества работы может пострадать
качество повествования, однако здесь с этим все в полном порядке. Здесь
найдется место всему: заговорам, интригам, предательству, спасению и
потере друзей и всему прочему из этой сферы. Уровень режиссуры близок к KOTOR, что на сегодняшний день может показаться устаревшим (особенно после серии Mass Effect), однако для MMORPGэто, на данный момент, практически вершина развития. Что-то подобное мы могли наблюдать еще в Guild Wars, однако там это было выражено в чуть меньшей степени.
Каждый диалог полностью озвучен, а мы самостоятельно выбираем свои
реплики и принимаем любые важные игровые решения. Бывает, что в диалогах
участвуют и ваши компьютерные напарники, выражая свое мнение по поводу
ваших действий. Действия же ваши, в свою очередь, отражаются на их
отношении к вам, от которого зависит их, напарников, эффективность.
Квестов в основной сюжетной линии множество, однако побочных заданий
здесь еще больше. Их качество разнится: откровенно плохих мы не
встретили, зато нам попадались откровенно хорошие и совершенно рядовые
задания. Почти в каждом из них цель одна: пойти куда-то и
отыскать/принести/включить/уничтожить что-то. При этом сопутствующее
убийство мобов подразумевается само по себе: практически каждый квест по
умолчанию включает в себя бонусное задание в духе «убей 30 врагов».
Делать это не обязательно, но для прокачки весьма желательно. Некоторые
квесты заканчиваются очень быстро, некоторые могут длиться часами,
рассказывая свою маленькую историю – словом, здесь все в духе одиночных
RPG. Бывают задания полностью небоевые: к примеру, вас могут попросить
сбегать в Сенат и украсть оттуда компрометирующие документы. В таких
случаях, как правило, основной упор делается на моральный выбор, который
в итоге приносит очки темной либо светлой стороны Силы.
На квесты можно ходить одному, а можно и группами. Ключевые сюжетные
зоны создаются для каждого игрока или группы игроков, так что вы можете
взглянуть на сюжетную линию других классов. Ну и, само собой, многие
задания в одиночку выполнить просто невозможно. Народ постоянно
кучкуется в короткоживущие группы для выполнения «героических» квестов,
которые здесь выглядят весьма добротно. Там можно получить побольше
опыта и особо ценный лут, однако самые вкусные штуки находятся в других
местах. На коллективное прохождение рассчитаны так называемые
«флэшпоинты» - события для четырех игроков, доступ к которым можно
получить из локальных хабов, отдельных для каждой из двух игровых
сторон. Прохождение флэшпоинтов – это почти что зачистка данжей, с той
лишь разницей, что здесь присутствует намного больший упор на сюжет. Все
члены команды могут принимать участие в диалогах: нужно всего лишь
выбрать свою реплику, а затем победитель будет разыгран небольшой
рулеткой. Ему, в итоге, и достается право голоса, а также некоторое
количество социальных поинтов, за которые позже можно будет приобрести
кое-какие полезные вещи. Ну и без рейдов здесь не обошлось: называется
это дело «операциями» и собирает уже максимальное количество народа.
Каждому по роже
Если суммировать, то PvE-часть игры предстает как максимально
классическая по своей механике и максимально интересная по сюжету. Если
вы любите RPG, а тем более если вам по нраву Star Wars, то сыграть в The Old Republic
можно лишь ради сюжета – равнодушным он вас не оставит. Ну а если вы
любитель крафтинга, прокачки и шинкования мобов, то и подавно найдете
для себя немало интересного.
Первейшим этапом создания персонажа является выбор его стороны: Империя
или Республика. Игроки разных фракций долгое время посещают различные
локации, да и атмосферой своей стороны различаются кардинально. Каждая
из них включает в себя по четыре класса: два класса дальнего и два
класса ближнего боя. Ближний бой – это использование всяческих
виброклинков и прочих световых мечей, а дальний включает в себя легкие,
штурмовые и тяжелые бластеры. Классы Республики включают в себя солдата,
контрабандиста, джедая-воина и джедая-советника, а классы Империи –
наемника, имперского агента, ситха-воина и ситха-инквизитора. При
создании персонажа нам будет позволено выбрать его расу (в списке лишь
гуманоиды) и внешний вид, притом не рассчитывайте на какой-либо особо
продвинутый редактор внешности – здесь все предельно просто.
Однако, как вы могли догадаться, на первоначальном выборе класса ваше
развитие вовсе не заканчивается. Уже совсем скоро, с десятым уровнем, вы
сможете посетить продвинутого тренера и выбрать для себя одно из двух
направлений прокачки: уйти в дамаг или в танк, в бой на дальней или на
средней дистанции, в саппорт или в атаку. При этом вам откроется три
дерева скиллов: два уникальных и одно общее для двух вариантов вашего
класса. С каждым левел-апом вы будете получать по одному очку, которое
можно вложить в какой-нибудь скилл из этих деревьев на выбор. Кроме
того, по мере развития становятся доступны новые уровни для ваших
активных и пассивных умений: приобрести их можно у классовых тренеров.
Скиллов здесь великое множество, так что нередко очередной новый уровень
может стать причиной пустого кармана.
Еще одна сильная сторона The Old Republic – ее локации. Где-то в
районе 15-го уровня игроку выдается свой собственный корабль и
открывается галактическая карта. Работает она по тому же принципу, что и
в Mass Effect: нам доступны различные сектора Галактики, в
которых находятся планеты и станции. Полететь можно сходу практически
куда угодно, однако стоит принимать во внимание свой уровень развития.
Где-то вы будете богом, а где-то будете растерзаны первой попавшейся
группой мобов. Плюс ко всему, многие квесты становятся доступны лишь с
определенного уровня, так что скорее всего ваш путь будет пролегать
вдоль игрового сюжета. Корабль же, по своей сути, не представляет из
себя ничего сверхъестественного: это всего-навсего отдельная локация с
довольно небольшим набором активных точек. До Ebon Hawk явно не
дотягивает.
На корабле можно принимать участие в космических битвах. На данный
момент они сугубо одиночные и, говоря по правде, совершенно не
вписываются в игру. Суть их в том, что моделька вашего кораблика летит
по заранее прописанному маршруту, а перемещать его можно лишь в
двухмерной плоскости. Задания условно можно разделить на эскорт союзника
и атаку каких-либо станций. Космические битвы – это совершенно
казуальный тир, в котором все зависит лишь от вашей реакции и параметров
корабля (их можно улучшать, приобретая разные запчасти). Впрочем, на
ранних этапах игры это весьма быстрый способ зарабатывания большого
количества опыта: награждаются космические задания щедро.
Все же, основная роль личного корабля – быть своего рода «шлюзом» между
локациями различных планет. Их здесь аж 17 штук, и каждая, по традиции
BioWare, имеет свою интригу и свою историю. Дизайны уровней, персонажей и
архитектуры практически безупречны: фанат вселенной ни разу не
усомнится, что он находится в мире Star Wars. Если вы являетесь таковым,
то узнаете практически каждую из доступных здесь планет. Побывать
предстоит и на величественном Корусанте, и на Тарисе, лежащем в руинах
после бомбардировки ситхов в KOTOR, и на Нар Шадаа – местном
Лас-Вегасе, и Татуине, и много еще где. Каждая из планет по-своему
уникальна, что весьма радует, учитывая количество времени, которое
предстоит провести в игре. Общий стиль игры – нечто среднее между тем,
что мы видели в KOTOR и недавним мультсериалом Clone Wars. В технологиях игры даже близко не пахнет никаким некстгеном: The Old Republic
берет в первую очередь своим стилем и грамотным дизайном. В любом
случае, технологичность никогда не была важным элементом MMORPG.
Рано или поздно в своих путешествиях вам придется сойтись в битвах с
другими игроками – в том случае, конечно, если вы играете на
PvP-сервере. В этой части игры все предельно стандартно и знакомо:
устраивайте дуэли, собирайтесь на групповые разборки – как в любой
другой онлайновой RPG. Роль классов здесь также предельно канонична. Для
тех же, кто избрал для игры PvE-сервер, все еще доступны так называемые
«военные зоны». Вступить туда можно в любой момент, просто став в
очередь. Игроки разбиваются на две команды и преследуют общие цели: в
одном случае это захват точек, в другом – кража или защита объекта, а в
третьем – победа в безумном виде спорта под названием Хаттбол. Последняя
военная зона является самой любопытной: команды выбрасываются на
игровое поле, усеянное смертельными ловушками. Для победы необходимо
завладеть мячом – Хаттболом, собственно говоря, и донести его до линии
врага.
В очередь
The Old Republic вышла на удивление отполированной игрой, что
довольно нетрадиционно для MMORPG. Здесь практически полностью
отсутствуют какие-либо баги, а самые критические из обнаруженных были
исправлены в первые дни после запуска. Хотя, скорее всего, когда
большинство игроков дойдет до поздних этапов игры, ситуация может
измениться. Однако старт The Old Republic никак нельзя назвать
гладким: огромное количество желающих поиграть загрузило сервера до
упора. Здесь нередко приходится часами стоять в очереди, ожидая
свободного слота. Издателю даже пришлось ограничить количество доступных
ключей для покупателей, чтобы избежать излишней нагрузки.
Справедливости ради стоит заметить, что принятые меры работают: сервера
игры на редкость стабильны, и за все время мы практически не встретили
никаких лагов или вылетов. Правда, обиженных игроков все равно
предостаточно. У многих также возникли проблемы с системой безопасности
аккаунтов, которая запросто может заблокировать учетную запись
пользователя из-за неправильно введенного ответа на один из пяти
секретных вопросов. Снять же блокировку возможно лишь по телефону.
Представьте, каково это - дозвониться в техподдержку BioWare в первые дни после релиза. По своему опыту можем сказать: весьма непросто.
Еще один минус - не до конца доработанный пользовательский интерфейс.
Почему-то здесь нет возможности передвигать окна или панели умений.
Иногда это приводит к тому, что ваши умения и умения компаньона
перекрывают друг друга. Будем надеяться, что этот недостаток все же
будет исправлен.
В целом же мы получили просто замечательную MMORPG с парой очень
глубоких моментов, выполненную в лучших традициях жанра. Главной
проблемой для отечественного пользователя здесь является лишь языковой
барьер: русской версии игры попросту не существует. Впрочем, это никогда
не являлось слишком большой преградой для опытных игроков. За
исключением некоторых спорных моментов, The Old Republic на
данном этапе выглядит одной из лучших онлайновых ролевых игр, выпущенных
на сегодняшний день, и будущее ее представляется ну очень уж радужным.
Плюсы: умелое вкрапление сюжета в онлайновую игру; хороший дизайн
локаций; фирменная музыка; интересные квесты; уникальные сюжетные линии
для каждого класса; стабильность клиента. Минусы: странные космические битвы; не до конца проработанный интерфейс. Вердикт: настоящая MMORPG с сильным сюжетным уклоном, которая
может заинтересовать не только любителей онлайн-игр. Игра, которая
однозначно стоит своих денег.