MMORPG, согласитесь, штука довольно сложная, своего рода палка о двух
концах. Кому-то этот жанр приходится по нраву, и в этом случае игроки
готовы отдавать годы своей бесценной жизни на развитие своего
виртуального персонажа, перебор различных билдов, участие во
всевозможных ивентах, сходках, доскональное изучение механики и
вызубривание кучи таблиц с параметрами. Во всем этом можно найти свою
прелесть, но не каждому это по силам. Большинство онлайновых RPG рано
или поздно превращаются как минимум во вторую профессию: в них ходишь
как на работу, притом зачастую без выходных и отпусков. Само собой,
такая перспектива привлекает не всех. Другое дело, если игра, несмотря
на всю свою «онлайновость», не заставляет положить на свой алтарь
собственную жизнь. Именно этот путь в свое время избрала французская
студия Ankama Games, разработчик MMORPG под названием Dofus.
Игра пользуется безумной популярностью у себя на родине, и теперь стала
доступна и российским игрокам в локализованном варианте. Учитывая
популярность игры в Европе, мы не могли обойти стороной это событие.
От руки
Есть в Dofus пара факторов, которые могут удивить - кого-то
приятно, а кого-то и не очень. Во-первых, вся игра от начала и до конца
создана с использованием технологии Flash. Тем не менее, у нее все же
присутствует свой отдельный клиент и свой лаунчер, как у любой другой
MMOG. Следствием использования флэш-графики является полная двухмерность
игрового пространства. Довольно обширный мир игры разделен на
сектора-экраны, перемещение между которыми осуществляется на манер
какого-нибудь Fallout. Такая механика может справедливо
показаться устаревшей, однако по-другому игра попросту бы не получилась.
К счастью, различных локаций здесь огромное количество, и все они
выполнены с завидным уровнем детализации. Именно общий стиль Dofus
и качество ее оформления являются, пожалуй, главным ее достоинством.
Сегодня не так часто можно встретить настолько старательно прорисованные
и красочные двухмерные игры. Конечно, всевозможных флэшевых приложений в
тех же социальных сетях хоть отбавляй, однако они в большинстве своем
начисто лишены какого-либо стиля. Здесь же с ним все в полном порядке:
французские художники потрудились на славу. Игра имеет довольно большой
уклон в полуанимешную тематику, но с сильным влиянием Европы. В чем это
проявляется? Здесь можно встретить самые необыкновенные экземпляры
архитектуры, дивных врагов, безумно одетых игроков, однако какие-либо
азиатские нотки во всем этом очень сильно разбавлены западными
изобразительными традициями. Несмотря на все красочное и проработанное
оформление, системные требования Dofus, в свою очередь, более чем демократичны.
Вторым фактором является условная бесплатность игры. Это заключается в
том, что игрок вполне может начать играть, не вкладывая ни копейки, но в
таком случае уровень развития персонажа будет ограничен, да и многие
«вкусные» функции останутся недоступными. Для получения полноценного
доступа ко всем возможностям Dofus придется немного раскошелиться
и оформить подписку. Сроки подписки - от месяца до года, то есть на
любой вкус и бюджет. В принципе, для общего уровня исполнения игры
наличие платной подписки - вполне нормальный атрибут. Как показывает
практика, в играх, исповедующих принцип pay-to-play, общий уровень
культуры и адекватности играющих намного выше, чем у своих бесплатных и
free-to-play конкурентов. То же самое можно сказать и о Dofus. Это большой плюс для тех, кто ищет игру с адекватной аудиторией.
Действие игры происходит в сказочном «Мире Двенадцати», названном так по
количеству существующих в нем божеств. В самом начале игрокам предстоит
выбрать один из 12-ти доступных на данный момент в русском клиенте
классов, пол и внешний вид будущего персонажа. Несмотря на обилие
различий между каждым из классов, некоторые из них имеют много общего. В
целом же, всех их можно свести к довольно простой классификации:
ближний бой, дальний бой, маги, саппорты и различные комбинации всего
вышеперечисленного. Порог уровня здесь равен двум сотням, так что
качаться можно хоть до посинения. С каждым новым уровнем мы получаем
пять очков, которые можно вложить в один из нескольких базовых
параметров вроде удачи, мудрости, интеллекта, силы и так далее. Каждый
из этих параметров также усиливает один из нескольких типов урона,
наносимого вашим персонажем: огненного, водного или нейтрального, к
примеру. Плюс, с каждым уровнем выдается очко навыка, которое можно
вложить в какое-нибудь из доступных нам боевых или не боевых умений, а
по ходу прокачки их становится все больше и больше. Ролевая система Dofus - самая что ни на есть классическая, и долго разбираться в ней не придется: здесь все предельно понятно и знакомо.
Примерно то же можно сказать и о боевой системе игры. Здесь она реализована по тому же принципу, который можно встретить в Heroes или Fallout.
Как только мы начинаем бой на локации, нас переносят в отдельную ее
копию, представляющую собой поле, разделенное на квадраты-сектора.
Персонаж имеет определенное количество очков действия и очков движения:
первые тратятся на атаку, а вторые - на перемещения. Сражения здесь
пошаговые, однако на раздумья дается четко определенный промежуток
времени. Интерфейс позволяет довольно быстро сориентироваться и шустро
применить все необходимые способности, так что особых проблем с этим не
возникает. Поначалу, правда, ориентация на изометрическом поле боя может
вызвать проблемы у тех, кто за последние годы успел позабыть, каково
это. Вообще поединки в Dofus, к счастью, лишены излишнего рандома, которым грешат многие MMORPG, и полностью построены на прокачке и умениях персонажей.
Помимо основной линейки развития, игра также позволяет выучить до трех
различных профессий, а общее их количество исчисляется двумя десятками.
Условно разделить их можно на две группы: собирательство и крафтинг. И
то, и другое является хорошим способом заработка для тех, кто
предпочитает общение и торговлю зачисткам подземелий. Подземелья здесь,
кстати, присутствуют на своем месте, а происходит в них то же, что и в
остальных ролевых играх - групповое мясо и кач. Есть в игре и PvP, тесно
связанное с так называемой системой «воззрений» персонажей. Здесь можно
как быть нейтральным, так и принять сторону одной из нескольких
внутриигровых фракций. Между сторонниками различных фракций здесь
нередко разгораются конфликты. Впрочем, достаться может и нейтральным
игрокам, сунувшимся в PvP-режим. Ну и, само собой, не обошлось в игре и
без системы гильдий, дающих доступ к коллективным мероприятиям, общим
постройкам и ресурсам и массовым разборкам. Какая же онлайновая RPG без
этих прелестей?
Сетевые краски
Вообще Dofus имеет множество различных нюансов, относящихся как к
миру игры, так и к игровой механике. На их изучение может уйти не один
месяц - при условии, что у вас будет желание досконально выучить все
аспекты игры. Впрочем, на все это дело можно наплевать и отложить на
потом, занявшись выполнением PvE-заданий и исследованием мира. Но вся
соль Dofus, как и практически любой другой MMOG, само собой, не в
этом, а во взаимодействии между игроками. Для этого здесь есть все
возможности. В целом, для проекта своей категории, Dofus - вещь
весьма знаковая. Через некоторое время, конечно, игре может начать
недоставать разнообразия, что обычно исправляют различные обновления и
дополнения. Здесь присутствует замечательное качество проработки
игрового мира и игрового процесса, что для двухмерной изометрической
MMORPG нынче – настоящая редкость. Ну и художникам - отдельное спасибо.
Плюсы: проработанный мир; красочные и стильные локации; удобные интерфейс и управление; общее быстродействие. Минусы: некоторые огрехи локализации; недостаточное количество музыкального оформления; мелкие баги навигации. Вердикт: любовно нарисованный двухмерный мир - основной плюс этой
игры, но для кого-то может стать основным ее недостатком. То же можно
сказать и о наличии подписки: являясь одновременно фильтром аудитории,
многих она попросту отпугнет. Тем не менее, Dofus - очень стоящая игра, не зря завоевавшая свою популярность.