Я прекрасно помню свои впечатления от оригинальной Assassin's Creed.
Красивая, роскошная картинка; яркий, интересный персонаж; неглупая
история и потрясающий паркур, если это слово здесь уместно. Но все
вместе это не выглядело цельным продуктом. По отдельности – все
прекрасно работает, словно на сцене выступает слаженный оркестр, по
частям – сыпется и не состыковывается. Проблема была ясна после первого
же часа путешествия: авторы проекта слишком увлеклись всякими «фишками»,
совершенно забыв, что игра – это цельное повествование.
Не удивительно, что Assassin's Creed 2 вызвала такую лавину
положительных отзывов. Ведь наконец-таки разработчики смогли создать
законченное произведение. Мы познакомились с новым героем по имени Эцио,
который оказался ярче, харизматичнее и просто «ближе к народу», чем
скупой на слезу Альтаир. Да и итальянские города эпохи Возрождения сами
по себе уже выигрышный вариант. Поэтому вовсе не удивительно, что
авторам не хватило одной части, чтобы полностью рассказать нам всю
историю.
Затем мы увидели Assassin's Creed: Brotherhood, в которой
появилось ощущение того, что наш герой – это не волк-одиночка, а винтик в
огромном механизме под названием «Ассасcины». Именно эта часть
позволила нам увидеть, как Эцио сражается рука об руку с другими
представителями секретного ордена. Мы смогли почувствовать, что
противостояние тамплиеров и ассассинов – это не просто война между двумя
враждующими фракциями, это настоящий поединок двух мировоззрений. И,
скажем честно, именно в Brotherhood Дезмонд раскрылся перед нами во всей красе. А уж какой нас ждал финал...
Поэтому не удивительно, что все мы с нетерпением ждали выхода Revelations.
Ведь сценаристы обещали, что расставят все точки над «i» в истории
Альтаира и Эцио. А если учитывать, что разум Дезмонда в это время
блуждает по самым далеким и опасным уголкам «Анимуса», то накал страстей
достиг своего апогея. Это как последняя книга в серии «Гарри Поттер»,
когда мы с нетерпением ждали финала, который просто обязан ответить на
все наши вопросы. Смогли ли разработчики достойно завершить трилогию? Об
этом мы и поговорим в нашей рецензии.
Неудачники
Так называемая «Черная комната», в которой закрылся разум Дезмонда,
оказалась островом. Здесь есть один большой портал в, грубо говоря,
прошлое: пройдя через него, мы становимся Эцио и продолжаем наше
путешествие. А также несколько порталов поменьше, каждый из которых
открывает нам доступ к очень странному, мрачному и загадочному миру.
Чтобы попасть сюда, нам необходимо в роли Эцио собирать специальные
кусочки «программы» (раньше за это же отвечали знаменитые белые перья).
Накопили достаточное количество – получили доступ к новой части
информации о прошлом Дезмонда. Впрочем, делать это или нет – зависит
исключительно от вашей воли. А ведь сценаристы утверждали, что Дезмонд
начнет играть куда более значимую роль в повествовании. Видимо, решили с
этим повременить и оставить все самое вкусное для полноценной третьей
части.
Основным же действующим лицом по-прежнему является Эцио, постаревший и
возмужавший. Это уже не тот юнец с горящими глазами, который не может
пропустить мимо ни одной юбки. Это уже не тот отчаянный головорез, на
глазах которого казнили его самых близких родственников. Это человек,
который потерял все. И в первую очередь – веру в справедливость, веру в
то, что кто-то кроме него может спасти этот мир от неминуемого
разрушения. Он отправляется в Константинополь (современный Стамбул),
чтобы найти ключи, открывающие доступ к... Впрочем, это не так важно.
Важно другое: Эцио стал мрачнее, серьезнее, неразговорчивее. И
любопытнее! Теперь его цель – изучить прошлое Альтаира, чтобы понять,
зачем вообще тамплиерам устраивать этот форменный геноцид.
И иногда нам действительно приходится возвращаться в далекое прошлое и
наблюдать, как Альтаир сражается с коварными злодеями. Жаль, но
происходит это очень редко. Да и сами вылазки напоминают какие-то
обрубки оригинальной Assassin's Creed. Да, мы начинаем лучше
понимать, когда и почему началось противостояние между ассассинами и
тамплиерами. Да, мы даже сможем принять в этом самое непосредственное
участие. Но всего этого маловато, чтобы считать Альтаира полноценным
героем финала трилогии. Он, увы, всего лишь статист.
Говорите, авторы обещали свести воедино все сюжетные линии? Ну да,
обещали. Вот только справились ли? Сложный вопрос: скорее да, чем нет.
Но могло быть значительно лучше, значительно глубже. Ведь невооруженным
глазом видно, что сценаристам просто не дали развернуться. Им, грубо
говоря, сказали: вот сделайте нам несколько коротких миссий за Альтаира и
уместите в них все то, что не успели рассказать. Вот они и сделали...
На пересечении дорог
В Константинополе Эцио встречается с местным ассассином Юсуфом, который
делится с ним не только своими переживаниями за будущее ордена, но и
обучает «старую собаку» новым приемам. Так, он дарит нам крюк-нож. Это
не только отличное оружие, но и прекрасное подспорье любителю поползать
по крышам и отвесным стенам. И здесь мы столкнулись с одной из основных
проблем игры: местный «паркур» стал значительно проще. Если раньше мы
постоянно ползали по стене, выискивали нужный выступ и легко могли
сорваться вниз, то в Revelations с этим все заметно проще.
Вообще, все передвижения героя осуществляются одновременным нажатием
двух кнопок. Вот серьезно: есть здесь уровни, когда мы на протяжении
двух минут тупо держали зажатыми две клавиши, а Эцио в это время бежал
вперед. И при этом умудрялся перепрыгивать через пропасти, спускаться
вниз по натянутой веревке (новинка серии!) и подниматься по отвесным
стенам, на которые еще в прошлой части в жизни бы не забрался.
Из-за этого несколько испортилось и наше впечатление от собственно
города. Ведь теперь это открытая книга: иди куда хочешь, забирайся, куда
приспичит. И никакого вызова, никакой попытки проверить нас на
прочность. Хотя сам по себе Константинополь получился приятным, истинно
восточным городом. Мечети, чьи верхушки теряются в легких облаках;
скромные и торопливые женщины, которые шарахаются от мужчин и
передвигаются по городу в основном группами; хитрые торговцы, которые и
днем, и ночью таскают на местный базар свежую выпечку и фрукты.
Порадовала и новая фракция цыган. В этом плане авторы очень точно
передали восточный колорит. Понятно, что на улицах Константинополя не
было места куртизанкам. По крайней мере, в открытую ходить по городу и
обольщать стражу они не смогли бы – голову отрубили бы и все! А вот
цыгане и с исторической, и с игровой точки зрения вписались идеально.
Наняв их, мы можем спокойно путешествовать по городу, не боясь стражи. А
если натравить знойных цыганок на охранников, то можно пройти в любое,
даже самое охраняемое место города.
Но в остальном – город как город, ничем не лучше, ничем не интереснее Рима из Brotherhood.
То есть выглядит иначе, а живет по тем же правилам. Сейчас многие
воскликнут: а чего ты хотел, какая между Римом и Константинополем
разница? Ну, давайте подумаем вместе. К примеру, почему Эцио может
толкнуть женщину, а проходящей мимо страже и другим мужчинам нет
никакого до этого дела? А ведь на самом деле за такое даже сейчас вам, в
лучшем случае, намылят шею. Или вот закрытые царские покои... Возле
входа – три стражника. Внутреннюю территорию охраняет несколько
патрулей. Но ведь так не бывает, что у базара и у закрытого дворца
примерно одинаковая охрана? А где уж тут возможность поторговаться?
Знаменитая, кстати, возможность. Все это, конечно, мелочи. Но из таких
мелочей и складывается «аромат», впечатление, ощущение города, как
живого организма. И с этой задачей авторы справились весьма
посредственно. Хотя... выглядит город отменно.
Борьба за влияние
Интересные метаморфозы произошли с Эцио и как с «политиком»... Если в Brotherhood
он собирал свою небольшую армию ассассинов для того, чтобы
противостоять тамплиерам в городе, то теперь он вышел на глобальную
арену. Мы не только нанимаем и тренируем наших подопечных, но и пытается
перенять пальму первенства у тамплиеров в других городах. Нет,
обольщаться не стоит: посещать их мы не станем. Однако теперь на
глобальной карте появилось почти двадцать крупнейших городов того
времени. В каждом как никогда сильно влияние неприятелей. Мы же
отправляем в эти поселения наших подопечных, выполняем разнообразные
задания, и со временем города переходят под наше влияние. А это –
дополнительный доход, рост в уровне наших подопечных.
Это что касается макроуровня. Если же рассматривать микроуровень, то
Константинополь разбит на несколько районов, контролируемых тамплиерами.
Мы можем захватить эти районы, но это не значит, что враги сдадутся.
Как только чаша их терпения переполнится, они попытаются вернуть их под
свое крыло. И тут начинается настоящая мини-игра в жанре Tower Defense.
Мы выстраиваем заграждения, выставляем караульные посты и оккупируем
близлежащие крыши. После этого враги нападают, мы их уничтожаем, и наш
счет постепенно растет. На вырученные баллы мы выстраиваем все новые и
новые заграждения, а также увеличиваем армию. Нововведение, в целом, не
вызывает никаких отрицательных эмоций. Ну, добавили разработчики новую
мини-игру, и добавили. Могли бы и не добавлять, от этого, поверьте,
ничего не изменилось бы.
А вот все, что касается возросшего влияния бомб на игровой процесс – это
вопрос сложный и спорный. То, что у нас в арсенале теперь куча
разнообразных зарядов, с помощью которых мы можем убивать, оглушать или
отвлекать неприятелей, - это неплохо. То, что мы можем легко сделать
бомбы самостоятельно, – тоже. Но выглядит все это странно, нетипично. И
тут уж каждый сам для себя решит, пошло это проекту во вред или во
благо. Очевидно только одно: из тихого, незаметного убийцы-одиночки Эцио
постепенно превращается чуть ли не в террориста, преследующего какие-то
одному ему известные политические цели.
Исподтишка
Единственным аспектом, в который авторы не внесли практически никаких
изменений, стали бои. И за это их можно только поблагодарить. Кое-какие
новые приемы у нас появились, но сами по себе схватки остались все теми
же. Любите бесшумные убийства? Используйте кинжал или отравленные
дротики. Пришлось столкнуться с группой врагов лицом к лицу? На помощь
всегда придут топоры-мечи-шпаги.
Ну и пару слов о мультиплеере. Основным отличием от предыдущей части
стало наличие сюжетной линии. Теперь нам довольно доходчиво объясняют,
что мы – начинающие бойцы организации «Абстерго». Хочешь подняться по
карьерной лестнице – полезай в «Анимус» и продемонстрируй свои
уникальные способности. Покажи всем, как надо вычислять в толпе
ассассина и уничтожать его. В качестве награды мы получаем доступ к
секретным документам компании, из которых можно узнать много нового о
противостоянии ассассинов и тамплиеров. Поверьте, это чтиво стоит того,
чтобы на протяжении нескольких вечеров выколачивать пыль из других
игроков.
***
Я писал в самом начале этого текста, что многие ждали Assassin's Creed: Revelations.
Потому что все, кто прошел до этого две части «трилогии», хотели найти
ответы на свои вопросы, понять, с чего все началось и чем все
закончилось. На большую часть наших вопросов авторы смогли дать
вразумительные ответы. Вот только... Помимо информации мы ждали еще и
увлекательное, интересное приключение. А вот с этой задачей авторам не
удалось справиться до конца. Константинополь оказался без «изюминки»,
бомбы – чисто читерский элемент, делающий любую схватку проще, «паркур»
стал беззубым и двухкнопочным, а без борьбы за влияние и местной
вариации на тему Tower Defense мы бы как-нибудь прожили. И последнее
наблюдение: по сути, нам больше не надо ни менять одежду, чтобы
увеличить количество очков здоровья, ни покупать более мощное оружие.
Потому что так получилось, что убить нас практически никому не под силу.
То есть сложность не поднимается. Как началось, так и закончилось. А с
такими простыми задачками нам уже, признаться, скучно возиться. Надеюсь,
третья часть еще задаст нам жару!
Плюсы: в целом интересный сюжет; пусть и короткое, но возвращение
Альтаира; приятный глазу Константинополь; нескучные побочные миссии;
новая фракция цыган; мультиплеер; возросшая роль бомб – спорный момент. Минусы: «паркур» стал двухкнопочным; Дезмонд по-прежнему играет
роль второстепенного персонажа, хотя и считается главным; город мог быть
живее и оригинальнее; возросшая роль бомб – спорный момент; уровень
сложности, особенно в битвах, остается неизменным до самого финала;
местная вариация на тему Tower Defense скучна и бессмысленна. Вердикт:Revelations обязательна к «прочтению» всеми
фанатами сериала. Если же вы только собираетесь познакомиться с миром
ассассинов, то лучше начните с Assassin's Creed 2. ВЗЯТО С www.playground.ru