«Удивите, черт возьми!» – так заканчивалось наше превью этой странной
игры. Крик души – не иначе. Отрывки сингла, показанные на «ИгроМире
2011», не вызывали... ничего. Ни радости, ни злорадства. Успех Modern Warfare 2
заключался в том, что она была образцом серии, этаким концентратом.
Все в ней – штампы, пафос, кино, тир, карусели – было возведено в
абсолют. Сценарий был маразматичный до умиления, скромная стрельба
постоянно разбавлялась аттракционом. Повторить такое было сложно, да и
нежелательно. Но в Activision придерживались другого мнения.
...
День другой, беда все та же. Русские продолжают наступление. Макаров
похищает российского президента. Прайс машет усами и таскает за собой
Соупа, и он единственный, кто все еще разговаривает чужими цитатами.
Остальные просто мямлят что-то. Новая история – никакая не новая, и даже
полноценной ее не назвать. Скорее, затянутый эпилог, где умирают те,
кто еще не умер, после чего легко наступает мир, труд, май.
Инфантильность осталась, но пафос уже не прет из всех щелей. Более того,
неожиданно сценаристы опомнились и постарались сочинить что-то более
вменяемое, написали не такие клинические диалоги, более-менее увязали
одни события с другими. Очень вовремя.
Даже тема русских развернулась под другим углом – мол, не все они
террористы и захватчики. И вот уже на сцене появляется добрый российский
президент и его милая совершеннолетняя дочка, которые летят спасать
галактику и заключать мир во всем мире. А главным героем всей игры
становится не Прайс и даже не Соуп, а бывший спецназовец Юрий, который
всей душой хочет смерти Макарова.
Вот так – все более-менее понятно и достаточно логично. Ясно, кто. Ясно,
куда и зачем. И уже Третья мировая кажется не безумием, а так, рядовой
фантастикой. Поэтому нет ничего странного, что сюжет третьей части
больше нравится тем, кого отпугнули сумасшествие и хаотичность второй.
Но опять же, в прежней дурости и пафосе был свой плюс – они заставляли
иронично относиться к происходящему, создавали очаровательное настроение
дурдома. А что есть у Modern Warfare 3? У нее нет толковой драмы
– всякие попытки убиты дубовой режиссурой. Нет интересных поворотов,
хоть нелогичных и глупых. Нет эмоциональности, которая была в первой Modern Warfare.
Есть лишь маленькая сценка про туристов и бомбу, которую предлагают
пропустить, и капитан Прайс, последняя надежда человечества, чьей
харизмы на всю игру, увы, не хватает.
Серая, бесконечная тоска.
...
Всего миссий шестнадцать, не считая пролога. Целиком занимают они
немного времени, но в разнообразии и динамичности им не откажешь.
Развлекают тут по полной – заново проводят по всем аттракционам,
присутствовавшим в серии. Раз за разом вручают управление беспилотниками
и прочей техникой, раз за разом предлагают вышибать двери и
расстреливать врагов в сло-мо. Словом, продолжают эксплуатировать старые
фишки, которые давно уже переняли многие шутеры. Новых же идей нет.
С транспортом вышло интереснее. В первых миссиях – сплошная карусель. И
погони на машинках, и езда на катерах мимо взрывающихся кораблей, и
дайвинг среди трупов да подводных лодок.
Но чем дальше уходит повествование, тем меньше подобного шоу и больше
обыкновенной, но грамотной стрельбы. Это все такой же драйвовый шутер,
где окружение быстро меняется, а враги поджидают за каждым углом, лишь
успевай убивать. В отличие от Black Ops, противники меньше похожи
на стадо овец, которые не знают, что делать и куда бежать. И в то же
время они не всегда выполняют роль мишеней из тира, как в первой Modern Warfare или недавней Battlefield 3.
Кидаются гранатами, меняют укрытия и так далее. То есть не сказать, что
они – смышленые ребята, но хотя бы держатся достойно - для такой серии
как Call of Duty.
Чаще всего здесь не перестрелка с тремя противниками, а большой бой. Для
пущей живописности над головой могут летать самолеты, а по дороге –
ползти танки. То, что вокруг война, чувствует прекрасно – что в
лондонском метро, что на какой-нибудь стройке, что на парижских улицах,
что посреди Уолл-Стрит. Мусор кружится в воздухе, автоматы строчат,
радуя перезаписанными звуками, что-то взрывается, что-то бомбится, а
Эйфелева башня с неизвестным небоскребом красочно падают ради фана.
Иногда эта новая война уж больно напоминает другую, старую и реальную.
Например, в эпизоде с ночной Прагой. Буквально с первых минут появляется
сильное дежавю, которое не отпускает до конца миссии. Острое чувство,
что по улицам катятся не русские танки, а немецко-фашистские, и что
буквально за углом расстреливают евреев. А тут еще сюжет подыгрывает,
бросая в дружеские объятья местному Сопротивлению. Такое вот «новое»,
которое на самом деле – хорошо забытое «старое».
Относительно свежо смотрится только эпизод на самолете российского
президента. И не из-за того, что компанию президенту составляют
советники Павел Морозов и Василий Жуков. А из-за стрельбы во время
свободного падения, когда всех кидает по салону, вверх, вниз, и нужно
еще стрелять в террористов. Только оригинальной эту миссию тоже назвать
сложно. Во-первых, перестрелка на борту самолета уже была – в первой Modern Warfare. Во-вторых, нечто подобное мелькало в кино – взять хотя бы прошлогодний фильм Нолана.
Так что динамика есть – новизны нету. Нигде – даже в стелсе. Уже просто
смешно, когда напарник, видя двух караульных, говорит, мол, убей одного,
а я второго. Сколько можно? City Interactive уже делает целую
игру, основанную на этой фишке. «Сколько можно?» - вопрос, который можно
адресовать практически ко всему. Даже к финальной схватке, хотя
последние секунды и пафосное закуривание, не буду лукавить, прекрасны.
Они, конечно, тоже неоригинальны, но наречем это постмодернизмом.
...
Многопользовательские режимы под стать кампании. От себя – чуть-чуть.
Ничего принципиально нового. Ничего достаточно рискованного, чтобы
напоследок блеснуть.
Есть два типа кооператива – выживание и спецоперации. Выживание –
банальный отстрел волн врагов. Карты – слегка перечерченные локации из
сюжетной кампании. Вместо зомби на игроков набегают люди разной степени
опасности, собаки и вертолеты. Ради последних рекомендуется покупать
вызов беспилотника. Вооружаться можно в перерывах между волнами. Но надо
ли все это? В Black Ops выживать было весело. И мертвецы были
забавные, и в сортире их мочили Кеннеди с Никсоном. А здесь – ничего,
все бледно и скучно.
Спецоперации хоть как-то радуют. Их много, и они предлагают разные
сценарии. Убить всех и что-нибудь обезвредить. Убить всех – и особенно
вон тех двоих. Убить всех и попутно собрать образцы биологического
оружия. Есть, впрочем, задания замысловатей. Например, один игрок
управляет охранной системой, переключается между видеокамерами и
турелями, а второй находится непосредственно на локации и добивает тех,
кого не убил напарник. Что-то похожее было в Modern Warfare 2.
Картами тоже служат переработанные локации сингла, и если бы не
разнообразие сценариев, операции можно было бы забросить сразу.
Соревновательный мультиплеер же держит марку во всех смыслах. Карт
много, есть как интересные, так и безобразные. А новых режимов всего
два. Два простых, рожденных в муках режима. В первом, Kill Confirmed,
нужно собирать жетоны с тел убитых – как врагов, так и товарищей по
команде. Кто собрал больше вражеских жетонов – тот, соответственно, и
победил. Второй режим, Team Defender, создан для поклонников суицида. В
нем все вертится вокруг одного флага. Команда, захватившая его,
получает больше очков за убийства. Только в одних руках такой флаг долго
не держится, потому что игрока быстро убивают. Чем меньше карта – тем
меньше этот промежуток. Доходит до того, что владелец флага может
меняться каждые пять-десять секунд в течение всего раунда.
....
Война, война никогда не меняется. Call of Duty таки дошла до того, что ей нечем ответить конкурентам. Battlefield 3 и Crysis 2 в разной степени, по разным пунктам, но раздавливают ее. В Activision
не пожелали ничего серьезно менять, но именно так недавние победители и
любимцы публики становятся аутсайдерами. У бледной, безыдейной и
устаревшей во всех смыслах Modern Warfare 3 осталось лишь одно – драйв. Удивительная динамичность сингла и мультиплеера еще может ненадолго увлечь.
Плюсы: динамичные сингл и мультиплеер; хороший саундтрек; чуть более вменяемый сюжет. Минусы: скучно; вторично; устаревшая графика. Вердикт: драйвовое, но безыдейное продолжение.